Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

       Луч.Логопед

Развитие мелкой моторики

 

Развитие мелкой моторики

Развивая пальчики - развиваем речь

Еще русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов заметили, что при артикуляции возникают мышечные ощущения. И.М. Сеченов отмечает: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». И.П. Павлов тоже утверждает, что речь – это мышечные ощущения, идущие от речевых органов в кору головного мозга. Следовательно, развитие моторной речи зависит от развития мелкой (пальчиковой) моторики ребенка.

Влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности на развитие сенсорной (импрессивной) и моторной сторон речи, доказано в экспериментальных исследованиях, проведённых М.М. Кольцовой и сотрудниками возглавляемой ею лаборатории. В ряде работ показано, что особое стимулирующее влияние на созревание центральной нервной системы оказывают движения пальцев рук. Выявлено полное взаимодействие движений пальцев рук и артикуляционной моторики ребёнка. По мнению М.М. Кольцовой, в данном случае имеет место нечто большее, чем простое взаимодействие функций. Данный автор считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга».

В этой связи М.М. Кольцова считает, что уровень развития речи дошкольника находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Она отмечает, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт – задерживается развитие речи.

Как показывают наблюдения исследователей, начало развития словесной речи ребёнка связано с достижением достаточной тонкости движений пальцев его рук. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву, способствует формированию функциональной готовности речедвигательного анализатора, особенно его коркового отдела, для последующего развития произносительной стороны речи.

Таким образом, развитие артикуляции в раннем возрасте невозможно без развития мелкой моторики.

 

Данный сайт, размещённый по адресу http://luchlogoped.43-ozr.edusite.ru/ является персональным сайтом

учителя-логопеда Сизиковой Э.Ю., введён в действие 20.12.2009г.

Настоящий ресурс может содержать материалы 5+

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"