Специфика работы логопеда

Рейтинг@Mail.ru        Луч.Логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы

Специфика работы учителя-логопеда

при коррекции речевых нарушений у дошкольников

с патологией зрения в специальном детском саду

 

Зрительные нарушения осложняют формирование речи. Зрительная патология отрицательно сказывается на чувственной стороне речи, обедняет смысловую сторону слова и затрудняет его понимание.

От знания этиологии и клинических проявлений речевой патологии у детей с нарушенным зрением зависит эффективность коррекционных мероприятий,

Цель работы: совершенствовать работу по комплексному воздействию на развитие речи у дошкольников с нарушением зрения.

В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи:

1. Определить влияние зрительной патологии у дошкольников на речевое развитие.

2. Раскрыть особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

3. Разработать систему комплексного воздействия на развитие речи детей с нарушениями зрения.

Решение цели и задач должно способствовать повышению уровня развития речи у дошкольников с нарушениями зрения.

Речевые расстройства встречаются у детей с патологией зрения значительно чаще, чем у хорошо видящих детей.

Нарушение речи впрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия с хорошо видящими детьми, при которых сужается сфера для развития двигательно-моторной активности.

Механизм нарушения речи у детей со зрительной патологией

Смотреть

Общая особенность таких детей – нарушение словесного опосредования. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике.

Овладение фонетической стороной речи совершается на основе подражания. Формирование речедвигательных образов, основное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает, так как ребёнок не может видеть артикуляторные движения окружающих его людей. Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к тому, что у детей с нарушенным зрением проблемы со звукопроизношением встречаются в 2 раза чаще, чем у хорошо видящих детей.

Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания, что приводит к формальному усвоению знаний и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

Таким образом, зрительная патология отрицательно влияет на доречевое и речевое развитие ребёнка с нарушениями зрения.

Для выявления речевой патологии у детей в первую очередь проводится диагностическое обследование. Необходимо адаптировать диагностический материал так, что бы недостатки зрительного восприятия не сказывались на качестве обследования, согласно офтальмоэргономических требований.

Диагностический материал был адаптирован согласно офтальмоэргономическим рекомендациям, разработанным Осиповой Л.Б., чтобы недостатки зрительного восприятия не сказывались на качестве обследования ребёнка.

Офтальмоэргономические рекомендации

1. Допустимая зрительная нагрузка.

2. Тактильная нагрузка.

3. Физическая нагрузка.

4. Освещённость (общая, рабочей поверхности стола).

5. Наличие подставок для чтения, работы.

6. Количество и содержание зрительных гимнастик.

7. Место ребёнка на занятии.

После комплексного обследования проводится совместный консилиум, в котором участвуют: тифлопедагоги, воспитатели, медицинские работники, узкие специалисты. Обсуждаются итоги диагностического изучения, выносится коллегиальное заключение, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

Вся логопедическая работа с детьми со зрительной патологией строится на общедидактических и тифлопедагогических принципах построения коррекционной помощи детям с нарушениями зрения, в частности:

- учёт первичных и вторичных дефектов;

- опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы;

- формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности;

- широкое использование средств наглядности;

- комплексный подход к решению задач развития речи.

Поэтому в коррекционной работе по развитию речи предусмотрено развитие зрительных функций.

Вся коррекционная логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения осуществляется на фоне специального лечения, которое носит комплексный характер.

Существует несколько этапов коррекции зрения на аппаратах. Зная, на каком этапе лечения находится ребёнок, проводится предаппаратная подготовка.

 

Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Комплекс зрительной гимнастики также соответствует лексической теме недели.

Таким образом, спецификой логопедической работы с детьми с нарушениями зрения является неукоснительное соблюдение этапов лечения зрительной патологии и офтальмоэргономических требований.

Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы ДОУ как целостного образовательного учреждения. Формирование и активизация инициативной речи дошкольников с нарушениями зрения осуществляется путём комплексного многостороннего воздействия силами логопеда, тифлопедагога, воспитателей, родителей. 

 

Деятельность тифлопедагога направлена на формирование предметных представлений и развитие номинативной функции слова, вербализацию сенсорного опыта, активизацию предметной соотнесённости слова и образа.

Совместно с тифлопедагогом мы определяем необходимую словарную работу, где слово должно подкрепляться образом, чтобы исключить вербализацию знаний.

На логопедических занятиях, следуя рекомендациям тифлопедагога по развитию зрительного восприятия, используются картинки с силуэтным, контурным, зашумлённым изображениями.

Тифлопедагог на индивидуальных занятиях, решая свои коррекционные задачи, опирается на мои рекомендации: следить за поставленными звуками, обогащать словарь детей по данной теме, развивать связную речь при описании сюжетных картин.

Вся работа строится на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и коррекционной программе для специальных детских садов 4 вида под редакцией Л.И. Плаксиной. В программе под редакцией Л.И. Плаксиной предусмотрено раннее ознакомление детей с буквами: элементы печатания и обозначение звуками. Развитие зрительной памяти способствует формированию более устойчивого зрительного образа, поскольку буквы это категория отвлечённая и их понимание детьми со зрительной патологией встречает сложности.

Использование таблицы Сивцова для проверки у детей остроты зрения предполагает знание детьми печатных букв и их обозначения звуками в речи, таким образом, готовим детей к восприятию этой таблицы, что облегчает врачу проверку остроты зрения. 

     
   

В результате проводимой работы  удаётся устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устно-речевую базу для овладения элементами грамоты.

Оборудование кабинета и адаптация пособий к группам зрительной нагрузки является неотъемлемой частью комплексного воздействия на развитие речи у детей с нарушениями зрения.

Весь используемый в работе дидактический материал адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушениями зрения.

Смотреть 

Реализуя систему по комплексному воздействию на развитие речи дошкольников с нарушениями зрения, отмечается хорошая положительная динамика в коррекции речи у детей.

Комплексное воздействие логопеда, тифлопедагога на детей с нарушенным зрением является необходимым для успешного речевого развития детей.

Занятия тифлопедагога создают основу для логопедических занятий, обогащая сенсорный опыт детей, подготавливая их к восприятию предметов и их изображений, развивая познавательные процессы. Логопед корригирует и обогащает словарный запас, полученный на занятиях тифлопедагога, специальными методами формирует речевые умения и навыки, заботится о сохранении зрительного здоровья детей.

Получается неразрывная цепочка педагогических  воздействий, результатом которых является и правильная речь, и улучшение зрительных диагнозов, и развитие психических  познавательных процессов. Результаты опыта работы могут найти применение в педагогической практике, в методической помощи логопедам, тифлопедагогам, воспитателям, родителям.

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»