Зрительный дефект отрицательно влияет на развитие психики ребёнка. Зрительный дефект является одним из наиболее сложных и тяжёлых по своим последствиям в развитии ребёнка.
Становление речи у зрячих и плохо видящих детей осуществляется принципиально одинаково. Установлено, что усвоение речи детьми со зрительной патологией осуществляется, как и зрячими, в процессе общения. Однако в силу нарушения деятельности зрительного анализатора, речевое развитие не укладывается в обычные возрастные границы.
Дети с нарушениями зрения не могут воспринимать окружающий мир во всём его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов.
Овладение фонетической стороной речи, с которого начинается усвоение родного языка, т.е. формирование фонематического слуха и механизма звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И если развитие фонематического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у зрячих и плохо видящих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт с плохо видящим ребёнком окружающих его людей.
Формирование речи тесно связано с развитием психических процессов:
ощущения, представления, мышления и памяти. Ребёнок с нарушениями зрения испытывает затруднения в мыслительных операциях сравнения, обобщения, классификации, которые формируются у него значительно дольше и в более поздний период, чем у нормально развивающихся детей. Так как человеческое мышление тесно связано с речью, то обобщающая роль слова компенсирует обеднённый чувственный опыт и помогает выйти за рамки органического дефекта.
Речевые расстройства встречаются у детей с патологией зрения значительно чаще, чем у зрячих.
Но не всегда они связаны с нарушением зрения. Часть речевых нарушений является следствием самых разнообразных причин: нарушений внутриутробного развития и ЦНС, воздействия соматических факторов, неблагоприятное влияние окружающей среды, слабого развития моторики и координации.
Не следует говорить о прямой зависимости нарушений речи от остроты зрения. Но нельзя забывать и о том, что наличие зрительного дефекта (в большей части врождённого) ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия со зрячими, при которых сужается сфера для развития двигательно-моторной активности. Нарушается общение индивида со средой. |