Зрение и речь

Рейтинг@Mail.ru        Луч.Логопед

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Зрение и речь 

Зрительный дефект отрицательно влияет на развитие психики ребёнка. Зрительный дефект является одним из наиболее сложных и тяжёлых по своим последствиям в развитии ребёнка.

Становление речи у зрячих и плохо видящих детей осуществляется принципиально одинаково. Установлено, что усвоение речи детьми со зрительной патологией осуществляется, как и зрячими, в процессе общения. Однако в силу нарушения деятельности зрительного анализатора, речевое развитие не укладывается в обычные возрастные границы.

Дети с нарушениями зрения не могут воспринимать окружающий мир во всём его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов.

Овладение фонетической стороной речи, с которого начинается усвоение родного языка, т.е. формирование фонематического слуха и механизма звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И если развитие фонематического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у зрячих и плохо видящих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт с плохо видящим ребёнком окружающих его людей.

Формирование речи тесно связано с развитием психических процессов:

ощущения, представления, мышления и памяти. Ребёнок с нарушениями зрения испытывает затруднения в мыслительных операциях сравнения, обобщения, классификации, которые формируются у него значительно дольше и в более поздний период, чем у нормально развивающихся детей. Так как человеческое мышление тесно связано с речью, то обобщающая роль слова компенсирует обеднённый чувственный опыт и помогает выйти за рамки органического дефекта.

Речевые расстройства встречаются у детей с патологией зрения значительно чаще, чем у зрячих.

Но не всегда они связаны с нарушением зрения. Часть речевых нарушений является следствием самых разнообразных причин: нарушений внутриутробного развития и ЦНС, воздействия соматических факторов, неблагоприятное влияние окружающей среды, слабого развития моторики и координации.

Не следует говорить о прямой зависимости нарушений речи от остроты зрения. Но нельзя забывать и о том, что наличие зрительного дефекта (в большей части врождённого) ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия со зрячими, при которых сужается сфера для развития двигательно-моторной активности. Нарушается общение индивида со средой.

 

Данный сайт, размещённый по адресу http://luchlogoped.43-ozr.edusite.ru/ является персональным сайтом

учителя-логопеда Сизиковой Э.Ю., введён в действие 20.12.2009г.

Настоящий ресурс может содержать материалы 5+

Дата последнего обновления страницы 15.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»