Дизартрия

Рейтинг@Mail.ru        Луч.Логопед

 

Дизартрия

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребёнка характеризуется нечётким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

 

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияния в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек).

Дизартрия может наблюдаться как в тяжёлой, так и в лёгкой форме. Тяжёлая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжёлой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с лёгкими степенями дизартрии (стёртая дизартрия, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более лёгкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но нечёткая.

Дети со стёртыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечётко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребёнок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребёнка хорошо пережёвывать и твёрдую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно. Такого ребёнка нужно учить надувать щёки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щёки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребёнка полоскать рот водой.

Дети с дизартрией не любят застёгивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьёшься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребёнка застёгивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребёнка. После подобной тренировки дети смогут застёгивать пуговицы на одежде, надетой себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и т.д.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1 см друг от друга делаются дырочки. Ребёнок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обмётывая края. Чтобы у ребёнка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить её кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научит ребёнка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребёнка воспитывают умение регулировать силу и точность движений.

 

Данный сайт, размещённый по адресу http://luchlogoped.43-ozr.edusite.ru/ является персональным сайтом

учителя-логопеда Сизиковой Э.Ю., введён в действие 20.12.2009г.

Настоящий ресурс может содержать материалы 5+

Дата последнего обновления страницы 15.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»