Заикание

Рейтинг@Mail.ru        Луч.Логопед

 

Заикание

 

Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

При заикании ребёнка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребёнку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

-         ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребёнок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;

-         употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

-         повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

-         вынужденные остановки в середине слова, фразы;

-         затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребёнку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трёх лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребёнка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего и т.п.

Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребёнка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребёнка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чём-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребёнку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

Не следует перегружать ребёнка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач) в период выздоровления после перенесённого заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

Нельзя запугивать ребёнка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещённом. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре.

Педагогам необходимо помнить следующие. В случае поступления заикающегося ребёнка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребёнку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребёнка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

Говорить с таким ребёнком надо чётко, плавно (не отрывая одно слово от другого). Не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребёнку. Следует сблизить такого ребёнка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребёнка, который хорошо ответил. Если ребёнок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

На празднике надо предоставить ребёнку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчёркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

Для заикающегося ребёнка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Заикающийся ребёнок всё время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

Дата последнего обновления страницы 15.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»