Алалия

Рейтинг@Mail.ru        Луч.Логопед

 

Алалия

Алалией принять называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.

В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определённые затруднения: накопление словарного запаса идёт очень медленно, фразу они строят с рудом, неправильно, например: «Мальчик горка санках катается» (Мальчик катается на санках с горки). В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: «Ляля киля гиля» (Девочка катается на лыжах).

 

Впоследствии, благодаря занятиям, увеличивается словарь, улучшается фразовая речь, но ребёнок постоянно отстаёт в речевом развитии от своих сверстников. Различают две основные формы алалии: моторную (недоразвитие активной речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи).

Дети-алалики нуждаются в постоянных систематических занятиях по развитию речи под руководством специалиста-логопеда.

Для детей дошкольного возраста, страдающих алалией, существуют специализированные дошкольные и медицинские учреждения (логопедические группы или детские сады для детей с тяжёлыми нарушениями речи). В каждом из учреждений проводится согласованная работа медико-педагогического персонала, направленная на формирование речи у детей, обеспечивается единый речевой режим.

Для детей с алалией школьного возраста требуется особая организация обучения, которая осуществляется в условиях школ для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. В специальной школе обеспечивается воспитание и обучение детей, хотя глубокое отставание в развитии речи ограничивает их устное общение и создаёт серьёзное препятствие в овладении основами наук.

Дети с легко выраженным недоразвитием речи могут обучаться, хотя и со значительными затруднениями, в общеобразовательной школе, а параллельно заниматься в логопедическом пункте.

На логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функций их речи.

Работа строится индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребёнка. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3-4 года, когда у ребёнка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.

Работы по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи можно организовать и в быту, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, когда взрослые имеют возможность многократно называть различные действия, которые выполняет ребёнок, и предметы, которыми он при этом пользуется.

Чтобы ребёнок приобрёл определённый запас слов, простых по произношению и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, а также на прогулке, каждый раз называя встречающиеся предметы. Если ребёнок отказывается повторять слово за взрослым. Не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребёнок сам начнёт повторять это слово. Каждое проявление его речевой активности должно поощряться взрослыми.

Когда ребёнок овладеет некоторым количеством слов (20-30), в том числе и словами, обозначающими действия, можно приучать его пользоваться связной речью.

Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью, того постепенно он начинает требовать  и от ребёнка. Сначала детям дают предложения из двух слов – существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи. Так, постепенно у ребёнка увеличивается словарный запас, появляется фразовая речь.

Необходимо знать речевые возможности ребёнка на каждом этапе его развития. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи.

Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.

Нельзя перегружать ребёнка речевым материалом – это может привести к заиканию. Речевой материал следует подбирать с учётом его количества и доступности. Работа по развитию речи проводится в тесном контакте с логопедом и психоневрологом, который лечит ребёнка, без такого контакта невозможен правильный подход к малышу.

Данный сайт, размещённый по адресу http://luchlogoped.43-ozr.edusite.ru/ является персональным сайтом

учителя-логопеда Сизиковой Э.Ю., введён в действие 20.12.2009г.

Настоящий ресурс может содержать материалы 5+

Дата последнего обновления страницы 15.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»