Как говорит Ваш ребёнок

Рейтинг@Mail.ru        Луч.Логопед

 

Для вас, родители

Как говорит Ваш ребёнок

Каждый родитель однажды задаётся вопросом: «А правильно ли говорит мой ребёнок?» С нарушениями в формировании речевой функции у детей приходится встречаться специалистам разного профиля: логопедам, психологам, учителям, врачам.

Данная разработка рекомендована родителям для первичной оценки речевого развития у ребёнка. Цель её — помочь родителям понять, надо ли направлять ребёнка на дальнейшую консультацию к учителю-логопеду или нет. Чтобы составить полное представление о речи ребёнка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

  • понимание речи;

  • оценка речи по звучанию (звукопроизношение);

  • фонематический слух;

  • связная речь;

  • лексико-грамматический строй речи;

  • состояние голоса;

  • темп речи.

Рассмотрим отдельно каждый параметр, по которому производится оценка.

Понимание речи включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.

Связная речь подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребёнок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определённого количества слогов (для каждого возраста оно разное).

Оценка речи по звучанию предполагает определить внятность речи ребёнка.

Фонематический слух. Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность производить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.

Лексико-грамматический строй речи. Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).

Состояние голоса. Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса. Детям 3—4 лет предлагается изменить голос, имитируя больших и маленьких зверей. Можно предложить дошкольникам изменить го­лос, используя персонажей сказки «Три Медведя». Взрослые обращаются к ребёнку с просьбой повторить, например, фразу: «Кто сидел на моём стуле и сломал его?» за Михаила Ивановича, Настасью Петровну и маленького Мишутку. Если ребёнок может модулировать голос (т.е. понижать и повышать), то результат оценивается «1», если нет — «0».

Темп речи проверяется последним. Если ребёнок говорит слишком медленно или слишком быстро, а также если в его речи встречаются запинки, результат оцени­вается в «0», если темп речи нормальный — то в «1».

 

 План определения и оценивания речевых умений и навыков

Ребёнку 3 года

Понимание речи. Выполнение одноступенчатой инструкции:

1. Дай мне куклу (1/0).

2. Дай маме мишку (1/0).

3. Возьми книжку и положи ее в шкаф (1/0).

Речь. Беседа по картинкам «Что здесь нарисовано?» (ответ из одного слова)

1. Яблоко (1/0).

2.Кошка (1/0).

3. Стул (1/0).

Оценка речи по звучанию. Общее впечатление от речи:

  • внятная (1);

  • невнятная (0).

Фонематический слух. Хлопки (все хлопки одинаковые)

  • два, два (1/0)

  • три, два (1/0)

  • два, один (1/0)

  • два (1/0).

Лексико-грамматический строй речи. Звукоподражание:

1. Как мяукают котята (1/0)?

2. Как лает собака (1/0)?

3. Как тикают часы (1/0)?

Состояние голоса:

1. Представь, что ты — маленький котенок (1/0).

2. А теперь — большая собака (1/0).

3. Маленький щенок (1/0). (Следим, изменяет ли ребенок голос).

Темп речи.

  • Норма (1).

  • Укоренный (0).

  • Замедленный (0).

  • Запинки (0).

Ребёнку 4 года

Понимание речи. Выполнение двух- и трёхступенчатой инструкции:

1. Возьми куклу и положи её на стол. (1/0).

2. Подойди к маме. Возьми её за руку (I/O). Подведи её ко мне.

3. Закрой глаза. Хлопни в ладоши. Топни ногой (1/0).

Связная речь. Сюжетные картинки с открытым смыслом.

1. Составь предло­жение по картинкам:

  • Девочка читает (1/0).

  • Девочка спит (1/0).

  • Мальчик рисует (1/0).

2. Серия из трёх картинок (1/0) (любых).

Оценка речи по звучанию. Общее впечатление от речи:

  • внятная (1),

  • невнятная (0).

Фонематический слух.

1. Хлопки: два, два (1/0) три, два (1/0) два, один (1/0) два (1/0).

2. Покажи: где миска, а где миш­ка — хлопок сдвоенный (1/0).

Уважаемые родители! Если ответы, которые вы оценили в О баллов составляют ЗО и более процентов, то у вашего ребёнка есть проблемы в развитии речи, вам необходимо проконсультироваться у специалиста.

Ж-л «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», №3, 2004.Е.А.Глаголева, Москва

 

 

Данный сайт, размещённый по адресу http://luchlogoped.43-ozr.edusite.ru/ является персональным сайтом

учителя-логопеда Сизиковой Э.Ю., введён в действие 20.12.2009г.

Настоящий ресурс может содержать материалы 5+

Дата последнего обновления страницы 15.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»