Механизм подражания объясняет многие особенности развития личности ребёнка, формирования его характера. Копирование поведения значимого для ребёнка взрослого на подсознательном уровне оказывается значительно сильнее воспитательных бесед, обращённых к сознанию.
Например. Если взрослый многократно объясняет ребёнку, что переходить улицу можно только на зелёный свет светофора, а сам, тем не менее, перебегает дорогу на красный свет (на глазах у ребёнка, или вместе с ним), ребёнок будет делать то же самое. Таким же образом можно объяснить многие особенности поведения детей и черты характера, которые они копируют у родителей.
Учитывая механизм подражания, очень важно обеспечить ребёнку правильную речевую среду: если маленький ребёнок, начинающий говорить, тесно общается со взрослым, имеющим нарушения речи, то эти нарушения могут закрепиться в речи ребёнка, даже несмотря на то, что у самого малыша есть все предпосылки для правильного развития речи.
Способность малыша подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. В случае, когда у ребёнка наблюдается отставание в развитии речи, подражание требует специального обучающего воздействия со стороны взрослого. Предлагаем следующую последовательность развития общего подражания.
Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимает руки вверх, топаем ножками, побежали-побежали и т.п.
Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре «Птички» дети одновременно машут «крылышками» и бегают.
Следующий этап развития общего подражания – выполнение действий с предметами и игрушками, т.е. серии логически вытекающих друг из друга движений. В таких действиях важны не только определённые движения, но и осмысление ребёнком социальной значимости действия. Например, в игре с куклой мы учим ребёнка сначала покачать куколку, потом положить её в кроватку и накрыть одеялом и т.д.
Подражание движениям или действиям можно развивать в разных играх. |